фигня писал(а):
Да я понимаю про что ты говоришь - иногда так бахало что посуда в избе звенела.
Я объясняю для себя это тем, что самолёт когда летит на сверхзвуке раздвигает воздух, но поскольку скорость движения выше звуковой, то воздух так просто отпрыгнуть не может, поэтому вокруг носа самолёта создаётся чудовищное давление, которое распространяется со скоростью звука во все стороны. Поэтому к наблюдателю на земле подходит импульс повышенного давления с крутым фронтом (потому, что вперёд ему мешает распространяться предел скорости звука, но более растянутый во времени, постепенно убывающий на нет - потому что назад-то давление рассеивалось. А шум самого самолёта когда фронт прошёл - это уже обычные колебания вверх-вниз.
Подумал ещё немного. Назад импульсу давления тоже некуда рассасываться - его там подпирает фронт давления, который образовался в предыдущий момент. То есть созданное самолётом на сверхзвуке давление может распространяться только в плоскости, перпендикулярной траетории полёта, толщина которой стремится к нулю. То есть, если самолёт летел час на сверхзвуке, то у нас будет часовой длительности импульс с резким фронтом, который (фронт) мы ощущаем, потом постоянное давление, модулированное шумом самолёта, а потом плавный спад, который мы не ощущаем, но так же модулированный шумом самолёта, так же спадающим.