Системный кризис США: программа "Ф-35" провалена, "Апачи" падаютСамый знаменитый боевой вертолёт США "Апач" начал регулярно падать. Старый вертолет начинает давать сбои, а нового как не было, так и нет.Наверное многие из вас с детстве, на приставке, или персональном компьютере играли в стрелялку с участием вертолёта "Апач" (AH-64 Apache). Машина эта в 90-х была на самом пике своей популярности. Война в Персидском заливе нарисовала армейским авиаторам USAF невероятные личные счета подбитых танков и прочей бронетехники армии Саддама, так что все было по делу. "Апач" был и остаётся грозной машиной, с прекрасной авионикой и очень внушительным набором оружия. Но вертолёт скоро отпразднует полвека со дня первого полёта, а смены ему как не было, так и нет. Понятное дело, что беспилотники многое в функции ударных вертолётов изменили, но далеко не всё. И нынешнее лето это очень хорошо показало. Пилотируемый вертолёт американской армейской авиации нужен и даже известно, в каких количествах. Министерство ВВС запросило у своих исполнительных менеджеров свыше 1200 бортов на 2024 год. Но что это будет за вертолёт, никто пока даже не представляет.
Дело в том, что уже в четвертый раз военно-воздушное ведомство выставляет новый ударно-разведывательный вертолет на тендер, тратит на все эти мероприятия колоссальные деньги, а всё оканчивается ничем, и это при самом лучшем раскладе. Сначала приключился грандиозный скандал с вертолётом "Команч" (Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche), когда были выброшены в трубу более 8 млрд долларов налогоплательщиков за так и не сделанный вертолёт. Тогда вся пишущая Америка смеялась, что на каждый из прототипов обычного геликоптера потратили больше денег, чем на атомный авианосец. Оптимисты заявляли, что потраченные усилия пойдут на научные и инженерные изыскания, но, судя по дальнейшим событиям, пошли они совсем не туда. Потом было ещё две неудачных попытки, но по-крайней мере не вытянувших из гигантского военного бюджета США таких ассигнований. А потом, как в Голливуде, был сделан римейк с программой легких ударно-разведывательных вертолётов FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft).
Один из вариантов" вертолёта будущего". Картинка БеллЕё, как вы наверное догадались, тоже закрыли, потратив на это дело всего каких-то пару миллиардов. Так что из рабочих ударных вертолётов у США остался только "Апач", из которого и без того уже выжали все возможное десятком модернизаций. Но вот беда. Заслуженный американский ветеран вдруг в последнее время повадился падать. Эксперты бьют тревогу, а политическое издание The Hill устроило целое большое журналистское расследование по этому поводу
Только за март и февраль по техническим причинам рухнуло семь вертолётов McDonnell Douglas AH-64 Apache. Всего с начала года авиационных инцидентов уже десяток. И многие авиационные специалисты боятся, что это число будет расти. "Усталость" существующего парка растёт, новые машины надежд не оправдывают, а никакой смены не видно. И в этой связи, конечно, возникает вопрос. Ну ладно, Бог с ней, со всей этой коррупционной вознёй, она всегда была и будет. Но значит ли это, что американцы решили полностью отказаться от пилотируемых ударных вертолётов в будущем?
"Спустя двадцать лет мы имеем заготовку самолёта". В США признают общий провал программы Ф-35, несмотря на начало серийного производства.Узнать почти на третьем десятке существования самолёта Ф-35, что он наконец пошёл в серийное производство, когда уже были произведены более тысячи единиц, особенно для союзников, это было немного удивительно. А всему виной строгие военные стандарты, заданные ещё той Америкой, производившей настоящие шедевры технической мысли. А вот в эти технические рамки, то есть состояние, как у них говорится "full mission capable" (полной готовности к выполнению миссий) Ф-35 никак не попадал. И поэтому на вооружение его как бы приняли, но в связи с огромным количеством, скажем так, расхождений с принятыми в авиации техническими стандартами, начало серийного производства откладывали, делая какие-то отдельные партии. Всё это, конечно, сказывалось на боевой судьбе самолёта. За 12 лет непосредственной службы сам F-35 Lightning II добыл трофеев меньше, чем иной беспилотник. У израильской модификации оказались проблемы с работой в режиме "воздух-поверхность", американские всё время боялись попасть под российские радары, остальные вообще старались летать пореже, дабы не расходовать ценный ресурс, да и страшновато было.
В декабре 2021 года союзники-южнокорейцы, после очередного инцидента так и написали в "град на Холме" что самолёт их новейший, несмотря на все свои сетецентрические возможности, летает немного криво. И его прекрасная ситуационная осведомленность, замечательные бортовые компьютеры и мощные РЛС не помогут, если "пингвин" опять начнёт в учебном полете проделывать один из своих "фокусов". Таких "фокусов", то есть причин, по которой может случиться фатальное авиационное происшествие, профильная комиссия насчитала в 2019 году ровно десять, плюс ещё 800 менее опасных. Самый из известных, это, конечно, "полёты на сверхзвуковой скорости без форсажа". И тут у "Молнии-2" выходит забавная вилка. Она либо может лететь на сверхзвуковой скорости, теряя "стелс"-свойства, либо оставаться "невидимкой" но тогда никаких ускорений и ни дай Бог маневров.
Да и сама малозаметность самолёта оставляет какое-то странное ощущение. Он уже столько раз попадал в прицелы истребителей и ЗРК, в том числе и российских, что вряд ли его основные данные являются для кого-то секретом. А тут как раз ещё и очередное откровение от конгрессменов подоспело, что на программу потратили всего каких-то 1,7 триллиона. Производитель истребителя концерн Локхид Мартин, как выяснилось, всё это время искал юридические пути, чтобы обойти законные требования военных. Основные проблемы самолёта в итоге исправлены не были. А представители Счётной палаты США, опять взявшиеся выяснять, во что им обходится их драгоценный "стелс" досчитались до того, что из всего уже созданного парка боеспособных самолётов заметно меньше трети.
Ф-35 где-то летают, выполняют какие-то особые мисии. Но в последние годы ни одна воздушная серьезная операция НАТО не опиралась на эти машины.Как заявила председатель подкомиссии Конгресса по Ф-35 Диана Мауэр каналу NBC: "Мы имеем факт, что наш флот
Ф-35 может выполнять лишь 55% положенных ему функций. Причем в полной мере отвечают боевой готовности лишь 27% Ф-35. Это в три раза меньше, чем цели, для борьбы с которыми они предназначены. Нет ли в этом обмана налогоплательщиков?" Примерно такая же ситуация и у союзников.